г. Воронеж, ул. 25 Октября, д. 45

Поправки к УПК РФ существенно усложнят работу следствия по «предпринимательским» делам. Владимир Путин своим указом утвердил изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) России, которые окажут самое серьезное влияние на расследование уголовных дел, касающихся в первую очередь предпринимателей. Теперь особый порядок проведения процесса, в результате которого признавшему вину подсудимому обеспечено резкое смягчение наказания, будет применяться только к умышленным преступлениям небольшой и средней тяжести. Между тем, наиболее часто встречающиеся в уголовных делах бизнесменов статьи об особо крупных мошенничестве и растрате под эту категорию не подпадают. В адвокатской среде изменения встретили с энтузиазмом: отныне следователям придется действительно доказывать вину фигурантов, а не уговаривать их признаться в надежде на небольшой срок.

Президент РФ 20 июля 2020 года подписал закон о внесении поправок в УПК, который был принят Госдумой 7 июля этого года. Наиболее значимыми являются изменения, касающиеся ст. 314 кодекса, предусматривающей особый порядок уголовного судопроизводства. Он применяется в тех случаях, когда фигуранты уголовного дела «при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего» заявляют о признании собственной вины и просят провести процесс без судебного разбирательства. Иными словами, суд не изучает доказательства сторон и не допрашивает свидетелей. При этом подсудимый не обязан свидетельствовать против кого-либо, и у него есть серьезное преимущество: ему не может быть вынесено наказание, превышающее две трети от максимально возможного, которое предусмотрено вменяемыми обвиняемому статьями УК РФ. До сих пор в соответствии с УПК особый порядок был возможен в тех случаях, когда речь шла о преступлениях, наказание за которые не превышает десяти лет лишения свободы. Отметим, что под эту категорию попадают и дела об особо крупных мошенничествах и особо крупных растратах (ч. 4 ст. 159 УК РФ и ч. 4 ст. 160 УК РФ), по которым и проходит львиная доля предпринимателей.

Нужно отметить, что особый порядок уголовного судопроизводства сразу после его введения получил самое широкое применение. По статистике, количество дел, рассмотренных таких образом, последние годы стабильно превышало 60% от общего числа, подпадающего под требования ст. 314 УПК. Однако такая практика вызывала серьезную критику. Правозащитники и адвокаты утверждали, что она способствует обвинительному уклону судопроизводства, решения судей о наказании без исследования доказательств нередко скрывают ошибки следствия, а обвиняемого правоохранители вводят в заблуждение, склоняя его к признанию вины ради мягкого наказания. Многочисленные исследования, на которые ссылались юристы, показывали, что на самом деле гарантируемые законом смягчения наказания в реальности не работают, так как судьи по большей части и так не склонны давать максимальные сроки. В итоге весной 2019 года Верховный суд РФ внес в Госдуму законопроект о запрете особого порядка проведения процессов при рассмотрении тяжких преступлений.

Источник Коммерсантъ

Вадим Токмаков принял участие в Петербургском международном юридическом форуме «9 1/2: Законы коронавируса». Из-за пандемии в этом году он проходил с 10 по 12 апреля в онлайн-формате. Участие в виртуальных дискуссиях приняли руководители российских и зарубежных органов власти, юристы, ученые, политики и журналисты. Участники Форума дали оценку глобальным правовым вызовам, созданным новым коронавирусом и его стремительным распространением.

В программе форума обсуждены темы : права человека и государственное управление в чрезвычайной ситуации; регулирование прав работников и работодателей; особенности судебной защиты и правовые аспекты ведения бизнеса в условиях глобальной пандемии.

Банкротство, форс-мажоры, мораторий – пандемия коронавируса готовит страшные прогнозы для бизнеса. Эксперты проанализировали, как минимизировать риски, и постарались найти выходы из кризисных ситуаций.

Передовые практики налоговой и административной помощи бизнесу стали также ключевой темой форума.

Карантин коснулся многих государственных учреждений, которым в обычных условиях необходимо очное присутствие граждан. Пандемия повлияла на работу судов – в России уже состоялись онлайн-заседания с помощью мобильного приложения. Виртуальное судопроизводство стало основной темой сессии «Судебная защита в пандемии». Участие в обсуждении приняли судья Европейского Суда по правам человека Дмитрий Дедов, президент Азиатско-Тихоокеанской ассоциации юристов Фрэнсис Ксавьер и судья, член Президиума и секретарь Пленума Верховного Суда РФ Виктор Момотов. Сохранится ли онлайн-производство после пандемии? Что считается «неотложным судебным делом», и что станет со сроками исковой давности во время карантина? На эти вопросы отвечали участники дискуссии.

Состоялась сессия «Пандемия и адвокатура: кто кого?». В рамках сессии выступили президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, председатель Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики Анар Багиров, советник Комитета по европейским и международным делам Национального совета адвокатов Франции Мария Бонон, председатель Комитета по административному праву Федеральной палаты адвокатов Германии Зигрид Винхуэс, президент Юридического общества Англии и Уэльса Саймон Дэвис.

Открывая сессию, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко констатировал, что пандемия застала общество врасплох. «Такое ощущение, что мы оказались внезапно в центре ночного землетрясения, когда совершенно очевидные и незыблемые вещи уходят из-под ног, бытие исчезает. И это, естественно, влияет на наше психоэмоциональное состояние», – сказал Юрий Пилипенко. В свою очередь, психоэмоциональное состояние влияет на оценку и происходящего в настоящее время, и перспектив, которые сложатся после завершения пандемии.

Хотя ряд адвокатов в силу разных причин были вынуждены приостановить свою деятельность и самоизолироваться, в ФПА РФ отсутствуют сведения, что по вине адвокатов были сорваны какие-либо неотложные следственные действия или судебные процессы. Президент ФПА РФ предположил, что пандемия может привести к серьезным изменениям социальной жизни в мировом масштабе, но потребность в юридической помощи, которую оказывают адвокаты, сохранится. Отвечая на главный вопрос сессии – «Пандемия и адвокатура: кто кого?», Юрий Пилипенко отметил, что человечество обязательно победит пандемию. «Мы, адвокаты, – часть человечества. И мы обязательно окажемся среди победителей», – резюмировал он, пожелав всем здоровья и оптимизма.

По материалам ФПА РФ

11 февраля 2020 года в Верховном Суде РФ состоялось совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ. Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев представил итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ в 2019 г. и обозначил приоритетные задачи, стоящие перед судебной системой в текущем году. В частности, он озвучил предложения Верховного Суда РФ расширить перечень дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, ввести институт следственных судей, а также перевести все экономические преступления средней тяжести в разряд уголовного проступка.

В совещании приняли участие председатель Государственной Думы ФС РФ Вячеслав Володин, министр юстиции РФ Константин Чуйченко, министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, директор Федеральной службы безопасности РФ Александр Бортников, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Федеральную палату адвокатов РФ представлял президент Юрий Пилипенко.

В перечень дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, предлагается включить все особо тяжкие преступления, а также преступления в сфере предпринимательской деятельности, за исключением дел, связанных с государственной тайной, таких как дела о шпионаже и государственной измене.

В компетенцию следственных судей Верховный Суд РФ предлагает передать рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания и предварительного следствия (ст. 125 УПК РФ); рассмотрение ходатайств об избрании или продлении мер пресечения (гл. 13 УПК РФ); рассмотрение ходатайств о производстве следственных действий (ст. 165 УПК РФ); депонирование доказательств (например, показаний несовершеннолетних потерпевших).

Напомним, что 10 декабря 2019 г. в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, проходившее под председательством Президента РФ Владимира Путина. Член СПЧ, вице-президент ФПА РФ Генри Резник в своем выступлении сформулировал ряд предложений: возвратить возможность рассмотрения судом с участием присяжных ряда категорий дел, ввести институт следственного судьи и предоставить стороне защиты право проводить полноценную экспертизу.

29 января Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания СПЧ и встречи с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ 10 декабря 2019 г. В этот перечень вошли поручения, разработанные с учетом предложений Генри Резника. Глава государства рекомендовал Верховному Суду РФ до 1 июня 2020 г. рассмотреть вопросы о расширении составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей, и целесообразности введения института следственного судьи, а также внести соответствующие предложения.

 

Источник ФПА

15 января 2020 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию (далее – Послание). Президент, в частности, предложил внести ряд изменений в Конституцию РФ.

Касаясь вопросов государственного устройства и внутренней политики, Владимир Путин согласился с мнением тех, кто обращал внимание, что Конституция была принята уже более четверти века назад в условиях тяжелого внутриполитического кризиса. Положение дел с тех пор кардинально изменилось, убежден Президент. Хотя, по его мнению, необходимости принимать новый Основной закон страны нет, но ряд поправок в действующую Конституцию следовало бы рассмотреть.

Так, Владимир Путин считает, что пришло время внести изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции РФ в правовом пространстве российского государства. Суть этих изменений сводится к следующему: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции РФ.

Кроме того, Президент РФ предложил закрепить на конституционном уровне обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. Он имел в виду глав субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов, а также судей. Предлагаемые требования исключают возможность наличия у перечисленных лиц иностранного гражданства, вида на жительства либо иного документа, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства.

К претендентам на должность Президента РФ Владимир Путин предложил ввести еще более строгие требования: не менее 25 лет постоянного проживания на территории России, а также отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее.

Президент РФ также считает необходимым закрепить в Конституции РФ соответствующий статус и роль Государственного совета, который был создан в 2000 г. по его инициативе.

В то же время Владимир Путин предложил расширить полномочия Государственной Думы в вопросе назначения Председателя Правительства РФ. Сейчас согласно Конституции Государственная Дума дает Президенту РФ лишь согласие на назначение главы Правительства. Предлагается закрепить порядок, когда Госдума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ. И не только его, но и всех министров и вице-премьеров.

Владимир Путин считает возможным предусмотреть, что назначение руководителей всех «силовых ведомств», а также прокуроров регионов Президент РФ будет проводить по итогам консультаций с Советом Федерации. Это, по его мнению, сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчетной обществу.

В Послании прозвучали предложения и по изменениям в судебной системе России. Президент заявил о необходимости предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению Президента РФ отрешать от должности судей Конституционного и Верховного Судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи.

Кроме того, Владимир Путин предложил усилить роль Конституционного Суда, наделив его возможностью по запросам Президента РФ проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства. Он также считает необходимым дополнить полномочия Конституционного Суда правом оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Источник ФПА РФ

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 48 от 26 ноября 2019 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" утвердил разъяснения об ответственности за налоговые преступления. Выделено несколько способов уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов: включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; непредоставление декларации или иных необходимых документов.

По ст. 198 УК («Уклонение физического лица от уплаты налогов...») может быть привлечен не только обычный гражданин, но и индивидуальный предприниматель, а также иные частнопрактикующие лица.

По ст. 199 УК о неуплате налогов с юридического лица можно привлечь руководителя организации либо её уполномоченного представителя. Субъектом этого преступления могут признать лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя.

Моментом окончания преступления по ст. 198 и 199 УК будет считаться момент фактической неуплаты налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пленум ВС обратил внимание судов на тот факт, что уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом. В частности, при решении вопроса о наличии такого умысла суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении, а также исходить из принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Разъясняется, как определить крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, который является необходимым признаком преступления. Он определяется за период в пределах трёх финансовых лет. Сумму налогов (в том числе по каждому виду) и сумму сборов, страховых взносов надо складывать, говорится в документе. Кроме того, в случае возникновения «неустранимых сомнений» в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера задолженности суду необходимо толковать такие сомнения в пользу обвиняемого.

В тех случаях, когда один человек юридически или фактически руководит сразу несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, его действия при наличии к тому оснований нужно квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК.

Суды, согласно разъяснениям Пленума ВС, должны учитывать вступившие в силу решения арбитражных судов или судов общей юрисдикции, имеющие отношение к делу. Но фактические обстоятельства, которые там установлены, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности или невиновности в совершении преступления.

Доказательствами в уголовном деле могут быть налоговые декларации, другие документы, необходимые для расчёта налога или взноса, акты налоговых проверок, заключения экспертов и так далее. Для привлечения к ответственности нужно установить не только наличие денежных средств и имущества, но и обстоятельства, которые показывают, что эти средства были намеренно скрыты.

Возместить ущерб от налоговых преступлений может не только сам обвиняемый, но и (по его просьбе или с его согласия) другие лица. Возместить ущерб может и организация, неуплата налогов за которую привела к уголовному делу по ст. 199 УК.

Пленум ВС подчёркивает: обещания, а также различного рода обязательства обвиняемого возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не могут стать основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

При разрешении дел о налоговых преступлениях судам вместе с приговором нужно оглашать и решение по гражданским искам от налоговой службы или прокуратуры. При этом судам необходимо учитывать, что при решении по гражданскому иску нельзя удовлетворять требования о взыскании штрафа виновного, который назначен ему в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах. При принятии решения об удовлетворении гражданского иска суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога, сбора, страхового взноса – наименование бюджета (федеральный, региональный, местный), в доход которого эта сумма подлежит взысканию.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199, ст. 199.1 и 199.2 УК, виновное физическое лицо может быть привлечено только в исключительных случаях. Например, когда у компании очевидно не хватит денег, чтобы заплатить налоги.

ЗАДАТЬ ВОПРОС