11 февраля 2020 года в Верховном Суде РФ состоялось совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ. Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев представил итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ в 2019 г. и обозначил приоритетные задачи, стоящие перед судебной системой в текущем году. В частности, он озвучил предложения Верховного Суда РФ расширить перечень дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, ввести институт следственных судей, а также перевести все экономические преступления средней тяжести в разряд уголовного проступка.

В совещании приняли участие председатель Государственной Думы ФС РФ Вячеслав Володин, министр юстиции РФ Константин Чуйченко, министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, директор Федеральной службы безопасности РФ Александр Бортников, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Федеральную палату адвокатов РФ представлял президент Юрий Пилипенко.

В перечень дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, предлагается включить все особо тяжкие преступления, а также преступления в сфере предпринимательской деятельности, за исключением дел, связанных с государственной тайной, таких как дела о шпионаже и государственной измене.

В компетенцию следственных судей Верховный Суд РФ предлагает передать рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания и предварительного следствия (ст. 125 УПК РФ); рассмотрение ходатайств об избрании или продлении мер пресечения (гл. 13 УПК РФ); рассмотрение ходатайств о производстве следственных действий (ст. 165 УПК РФ); депонирование доказательств (например, показаний несовершеннолетних потерпевших).

Напомним, что 10 декабря 2019 г. в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, проходившее под председательством Президента РФ Владимира Путина. Член СПЧ, вице-президент ФПА РФ Генри Резник в своем выступлении сформулировал ряд предложений: возвратить возможность рассмотрения судом с участием присяжных ряда категорий дел, ввести институт следственного судьи и предоставить стороне защиты право проводить полноценную экспертизу.

29 января Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания СПЧ и встречи с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ 10 декабря 2019 г. В этот перечень вошли поручения, разработанные с учетом предложений Генри Резника. Глава государства рекомендовал Верховному Суду РФ до 1 июня 2020 г. рассмотреть вопросы о расширении составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей, и целесообразности введения института следственного судьи, а также внести соответствующие предложения.

 

Источник ФПА

15 января 2020 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию (далее – Послание). Президент, в частности, предложил внести ряд изменений в Конституцию РФ.

Касаясь вопросов государственного устройства и внутренней политики, Владимир Путин согласился с мнением тех, кто обращал внимание, что Конституция была принята уже более четверти века назад в условиях тяжелого внутриполитического кризиса. Положение дел с тех пор кардинально изменилось, убежден Президент. Хотя, по его мнению, необходимости принимать новый Основной закон страны нет, но ряд поправок в действующую Конституцию следовало бы рассмотреть.

Так, Владимир Путин считает, что пришло время внести изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции РФ в правовом пространстве российского государства. Суть этих изменений сводится к следующему: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции РФ.

Кроме того, Президент РФ предложил закрепить на конституционном уровне обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. Он имел в виду глав субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов, а также судей. Предлагаемые требования исключают возможность наличия у перечисленных лиц иностранного гражданства, вида на жительства либо иного документа, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства.

К претендентам на должность Президента РФ Владимир Путин предложил ввести еще более строгие требования: не менее 25 лет постоянного проживания на территории России, а также отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее.

Президент РФ также считает необходимым закрепить в Конституции РФ соответствующий статус и роль Государственного совета, который был создан в 2000 г. по его инициативе.

В то же время Владимир Путин предложил расширить полномочия Государственной Думы в вопросе назначения Председателя Правительства РФ. Сейчас согласно Конституции Государственная Дума дает Президенту РФ лишь согласие на назначение главы Правительства. Предлагается закрепить порядок, когда Госдума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ. И не только его, но и всех министров и вице-премьеров.

Владимир Путин считает возможным предусмотреть, что назначение руководителей всех «силовых ведомств», а также прокуроров регионов Президент РФ будет проводить по итогам консультаций с Советом Федерации. Это, по его мнению, сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчетной обществу.

В Послании прозвучали предложения и по изменениям в судебной системе России. Президент заявил о необходимости предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению Президента РФ отрешать от должности судей Конституционного и Верховного Судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи.

Кроме того, Владимир Путин предложил усилить роль Конституционного Суда, наделив его возможностью по запросам Президента РФ проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства. Он также считает необходимым дополнить полномочия Конституционного Суда правом оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Источник ФПА РФ

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 48 от 26 ноября 2019 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" утвердил разъяснения об ответственности за налоговые преступления. Выделено несколько способов уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов: включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; непредоставление декларации или иных необходимых документов.

По ст. 198 УК («Уклонение физического лица от уплаты налогов...») может быть привлечен не только обычный гражданин, но и индивидуальный предприниматель, а также иные частнопрактикующие лица.

По ст. 199 УК о неуплате налогов с юридического лица можно привлечь руководителя организации либо её уполномоченного представителя. Субъектом этого преступления могут признать лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя.

Моментом окончания преступления по ст. 198 и 199 УК будет считаться момент фактической неуплаты налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пленум ВС обратил внимание судов на тот факт, что уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом. В частности, при решении вопроса о наличии такого умысла суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении, а также исходить из принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Разъясняется, как определить крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, который является необходимым признаком преступления. Он определяется за период в пределах трёх финансовых лет. Сумму налогов (в том числе по каждому виду) и сумму сборов, страховых взносов надо складывать, говорится в документе. Кроме того, в случае возникновения «неустранимых сомнений» в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера задолженности суду необходимо толковать такие сомнения в пользу обвиняемого.

В тех случаях, когда один человек юридически или фактически руководит сразу несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, его действия при наличии к тому оснований нужно квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК.

Суды, согласно разъяснениям Пленума ВС, должны учитывать вступившие в силу решения арбитражных судов или судов общей юрисдикции, имеющие отношение к делу. Но фактические обстоятельства, которые там установлены, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности или невиновности в совершении преступления.

Доказательствами в уголовном деле могут быть налоговые декларации, другие документы, необходимые для расчёта налога или взноса, акты налоговых проверок, заключения экспертов и так далее. Для привлечения к ответственности нужно установить не только наличие денежных средств и имущества, но и обстоятельства, которые показывают, что эти средства были намеренно скрыты.

Возместить ущерб от налоговых преступлений может не только сам обвиняемый, но и (по его просьбе или с его согласия) другие лица. Возместить ущерб может и организация, неуплата налогов за которую привела к уголовному делу по ст. 199 УК.

Пленум ВС подчёркивает: обещания, а также различного рода обязательства обвиняемого возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не могут стать основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

При разрешении дел о налоговых преступлениях судам вместе с приговором нужно оглашать и решение по гражданским искам от налоговой службы или прокуратуры. При этом судам необходимо учитывать, что при решении по гражданскому иску нельзя удовлетворять требования о взыскании штрафа виновного, который назначен ему в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах. При принятии решения об удовлетворении гражданского иска суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога, сбора, страхового взноса – наименование бюджета (федеральный, региональный, местный), в доход которого эта сумма подлежит взысканию.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199, ст. 199.1 и 199.2 УК, виновное физическое лицо может быть привлечено только в исключительных случаях. Например, когда у компании очевидно не хватит денег, чтобы заплатить налоги.

12.09.2019 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление «О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда». С докладом по данному вопросу выступил председатель ВС Вячеслав Лебедев, который напомнил, что инициатором судебной реформы в 2017 г. выступил непосредственно Верховный Суд.

Как сообщил председатель ВС, в целях исключения совмещения нескольких инстанций в судах регионального уровня и укрепления гарантий независимости судей были созданы 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции, кассационный и апелляционный военные суды, а также Центральный окружной военный суд. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу: границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. «Этот принцип максимально исключает возможность влияния региональных должностных лиц на осуществление правосудия», – подчеркнул Председатель ВС. По его словам, критерием формирования судебных округов является доступность правосудия и уровень нагрузки на судей. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда входят от 7 до 13 регионов, а в юрисдикцию новых апелляций – от 14 до 21 субъекта РФ.

Председатель Верховного Суда рассказал о том, что по инициативе ВС были внесены изменения в законодательство о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, предусматривающие введение принципа «сплошной кассации». В соответствии с ним рассматриваться будут все поступившие кассационные жалобы без какого-либо отбора. Вячеслав Лебедев отметил, что новая процедура может вызвать немало вопросов у соответствующей инстанции, и заверил присутствующих, что Верховный Суд уделит особое внимание анализу и обобщению судебной практики кассационных судов, а впоследствии подготовит все необходимые разъяснения.

Вячеслав Лебедев также сообщил о том, что был создан Центральный военный окружной суд, к которому перешла компетенция Приволжского и Уральского окружных военных судов, и это позволило привести территориальную юрисдикцию военных судов в соответствие с существующими военными округами.

Вячеслав Лебедев отметил, что на сегодняшний день президент назначил 65% от численности судей кассационных и военных судов и 60% судей апелляционных судов. По словам Вячеслава Лебедева, новые суды обеспечены необходимой для отправления правосудия материально-технической базой. Им своевременно и в полном объеме распределены бюджетные средства. Здания, в которых находятся суды, соответствуют нормативным требованиям, назначено достаточное количество работников аппаратов, имеются автоматизированные рабочие места, а также оборудование для ведения аудиопротокола и видеоконференцсвязи.

Поскольку для новых судов была создана вся необходимая нормативная, финансовая и материально-техническая база, Пленум ВС постановил считать днем начала их деятельности 1 октября 2019 года.

Источник Адвокатская газета

1 сентября 2019 года вступают в действие поправки в ГПК, АПК, КАС и УПК РФ, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, а также реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. Изменения, в частности, касаются обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний, автоматического распределения дел и обязанностей помощников судей.

Кроме того, в этот же день начнут действовать поправки в законы о статусе судей и об органах судейского сообщества, направленные на усиление гарантий независимости судей и совершенствование процедуры дисциплинарного производства в отношении них.

Соответствующие предложения были внесены Президентом России Владимиром Путиным в конце марта 2018 г. в Государственную Думу, а законы подписаны им уже в июле того же года.

Поправки в УПК и ГПК вводят обязательную аудиозапись судебных заседаний в судах первой и апелляционной инстанций. В течение пяти дней со дня подписания протокола можно будет ознакомиться с аудиозаписью и подать замечания относительно ее неточности и неполноты. Аудиопротоколирование не будет вестись только при рассмотрении дел в закрытом заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК.В настоящий момент обязательное аудиопротоколирование уже предусмотрено в АПК и КАС. Федеральная палата адвокатов РФ, оценивая закон на стадии проекта, выступила с предложением вести аудиозапись всех без исключения заседаний. В правовой позиции подчеркивалось, что в закрытом судебном заседании также должна применяться аудиозапись для обеспечения достоверности протокола суда при условии, что будет введено ограничение на изготовление и передачу копии аудиозаписи участникам судебного разбирательства. При таком подходе интересы правосудия и отдельных участников процесса не пострадают.

 

Источник АГ

Страница 1 из 7

ЗАДАТЬ ВОПРОС