Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях", согласно которому за взятки или подкуп может применяться новая мера обеспечения — «арест имущества юридического лица». Если имущества нет, арестовывать будут счета компании. Общая сумма арестованного не будет превышать сумму штрафа.

Сейчас существует административная ответственность за передачу или хотя бы предложение незаконного вознаграждения должностному лицу. Штрафы, которые при этом назначаются, кратны сумме подкупа, кроме этого, конфискации подлежит имущество или сумма взятки.

Арестовываться должно имущество юридического лица, в отношении которого ведется производство по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Для обеспечения этой меры в Кодекс об административных правонарушениях вносится еще одна статья — 27.20 «Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Вопрос о принятии ареста имущества будет рассматриваться судом на основании мотивированного ходатайства прокурора. При этом исполнение определения суда о наложении ареста на имущество будет осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве. Одновременно устанавливается право обжалования юрлицом принятого решения.

Законопроект освобождает юридических лиц от административной ответственности при определенных условиях. Освободить юрлицо от ответственности предлагается в случае, если оно помогло выявить такое нарушение и помогало расследованию преступления. Другой причиной будут случаи, когда в отношении такого лица имело место вымогательство. Однако ответственность будет наступать, если такое нарушение было совершено в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

Подписан Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации", устанавливающий правила зачета проведенных осужденным в СИЗО дней в срок приговора. Закон вступил в силу с 13 июля, через 10 дней после официального опубликования. С этого дня один день пребывания человека в СИЗО будет приравниваться к:

полутора дням в дисциплинарной воинской части;

двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста;

трем дням для исправительных работ и ограничений по военной службе;

восьми часам обязательных работ.

Если обвиняемому после пребывания в СИЗО приговором суда будет назначено наказание в виде лишения свободы, то все дни, которые он провел в изоляторе, засчитают в назначенный ему срок. Один день в СИЗО будет засчитан как:

один день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима;

полтора дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии;

два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

Также один день в СИЗО будет равняться двум дням под домашним арестом.

Закон имеет обратную силу. Срок наказания уменьшится у значительного числа уже осужденных лиц. При этом закон будет применяться только для тех, кому можно улучшить положение. Увеличивать срок никому не будут.

Положения статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат исполнению:

1) в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении;

2) в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении:

а) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима;

б) лиц, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ;

в) военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 18.04.2018 №72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста". Теперь вводится новая мера пресечения запрет определённых действий.

Она будет применяться по судебному решению, если невозможно использовать более мягкое ограничение. В настоящее время судами чаще применяется в качестве меры пресечения заключение под стражу. Залог и домашний арест применяются в 0,42% и 2,43% случаев соответственно. 

В соответствии с внесенными изменениями предусматривается запрет выходить за пределы дома в определенное время, находиться в определенном месте или в удалении от каких-либо объектов, обмениваться почтой, пользоваться интернетом, общаться с определенными людьми или управлять автомобилем. Нетрудно догадаться, что суд прочертит своего рода защитную линию вокруг свидетелей и потерпевших. А, например, директору завода, подозреваемому в растрате, могут запретить появляться на предприятии. Ближе ста метров к проходной - не подходить.

Все эти ограничения охватываются понятием «запрет определенных действий». При этом подозреваемому или обвиняемому не запрещены вызовы скорой помощи, полиции или аварийно-спасательной службы, а также контакты со следователем. Суд может обязать сообщать о всех этих звонках. Указанные запреты могут применяться по одному или комбинироваться. Закон вступил в силу 28 апреля 2018 года.

В настоящее время участники судебных споров редко заключают мировые соглашения. В соответствии со статистикой Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2017 год только 8% арбитражных споров и 2,6% дел в судах общей юрисдикции завершились утверждением мировых соглашений. В начале года на Пленуме Верховного Суда РФ был представлен законопроект о совершенствовании примирительных процедур. В конце марта 2018 года ВС внес законопроект в Госдуму.

Изменения затрагивают сразу три процессуальных кодекса – Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный и Кодекс административного судопроизводства – и заставят суды активнее содействовать сторонам в примирении. Законопроект предлагает использовать примирительную процедуру на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда. Также документ четко прописывает принципы примирительных процедур: добровольность, сотрудничество, равноправие, конфиденциальность. Еще одна новелла – использовать примирительные процедуры по делам, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Проект определяет, что суд не должен принуждать стороны к примирению, а лишь предлагает им попытаться урегулировать спор самим, оценив все плюсы такого способа. Разработчики документа предлагают и финансовые стимулы для участников процесса, заключающих мировое соглашение. Речь идет об изменении размера государственной пошлины, который возвращается истцу при подписании «мировой», отказе от иска или признании ответчиком иска. Сейчас он составляет 50%. В проекте предлагается возвращать 70%, если примирение произошло до принятия решения первой инстанцией, 50% – на стадии апелляции и 30% – когда дело дошло до кассации и надзора.

Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении законопроект о создании самостоятельных апелляционных и кассационных окружных судов в системе судов общей юрисдикции.

Государственная Дума РФ 16 февраля 2018 года одобрила в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Предлагаемые законодательные изменения направлены на создание в системе судов общей юрисдикции самостоятельных апелляционных и кассационных окружных судов, определяют их полномочия, порядок образования и деятельности. Верховный Суд РФ предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого будут созданы 5 надрегиональных апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты судов первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Необходимость создания таких судов обусловлена тем, что в настоящее время суды областного звена совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам. Законопроектом предусматривается также внесение изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации».

ЗАДАТЬ ВОПРОС