Новый КоАП РФ

На смену существующему Кодексу об административных правонарушениях должен прийти новый. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил за два месяца разработать концепцию документа, а немногим ранее – в январе – избавить бизнес от избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов с помощью механизма «регуляторной гильотины». Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян указала, что замена одного кодекса другим обоснована лишь при условии тотального изменения отношений. Также эксперт подчеркнула, что любой кодификационный процесс требует существенных временных затрат.

КоАП вполне можно назвать одним из самых применяемых кодексов. Штрафы за нарушение правил движения, дебоши на улице и в самолетах, нарушение правил на митингах и выборах, а теперь еще и за распространение фейковых новостей и оскорбление властей – наказания за все эти и многие другие действия прописаны именно в КоАП. В нем содержатся санкции и для компаний, индивидуальных предпринимателей: за обман покупателей, нарушение санитарных норм, порядка ценообразования и госзакупок, недобросовестную конкуренцию, манипулирование ценами и т.д. Они касаются как микробизнеса, так и крупных корпораций.

Вскоре для них многое может измениться. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился к 1 июня 2019 г. разработать концепцию нового КоАП. Поручение дано Министерствам юстиции и экономического развития. А немногим ранее – в январе – глава Правительства РФ предложил избавить бизнес от избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов с помощью механизма «регуляторной гильотины». За этим термином скрывается идея сокращения устаревших и избыточных требований. К 1 февраля 2020 г. должна быть проведена ревизия правил, и все требования, которые не будут одобрены или изменены в соответствии с современными реалиями, автоматически прекратят действовать.

Предполагается, что в новом проекте о контрольно-надзорной деятельности будет отражен риск-ориентированный подход и задача ревизоров будет не любыми способами найти нарушения и покарать, а не допустить их появления.

В Минюсте считают необходимым проводить одновременно разработку проекта о госконтроле и новой редакции КоАП, а также реализации механизма «регуляторной гильотины». «При этом сроки принятия вышеуказанных нормативных правовых актов и реализации механизма необходимо максимально синхронизировать между собой», – рассказали в ведомстве.

С осторожностью оценила своевременность идеи заняться созданием нового КоАП исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства», советник Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян. По ее словам, если речь идет о выработке концептуальных подходов, то начало пути может быть своевременным. Любой кодификационный процесс – это не месяц и не два, если он будет длиться года два примерно, тогда это нормально. «Если мы вдруг решили менять кодекс, как у нас это бывает, в режиме тотального аврала, то ни к чему хорошему, кроме ошибок, недочетов и прочего, это не приведет», – предостерегает она.

Замена одного кодекса другим обоснована, если происходит тотальное изменение отношений, объясняет Елена Авакян. И реформа контрольно-надзорной деятельности предполагала такое изменение: переход на риск-ориентированный подход, предварительный мониторинг, оценку воздействия и рисков, исходя из так называемых рисковых баллов, отмечает она. С другой стороны, «регуляторная гильотина» – часть перехода к модели «государство как платформа», согласно которой главной задачей становится не наказание за нарушение, а недопущение самой возможности его совершения за счет мониторинга, например, в налоговой, цифровой сферах. Следовательно, как таковая ответственность должна измениться. По мнению Елены Авакян, сначала нужно это запустить и посмотреть на результаты и лишь после этого менять КоАП.

 

Источник: profile.ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС