Защищены права налогоплательщиков
Летом 2001 года налоговыми органами (инспекциями МНС РФ) был произведен перерасчет размера земельного налога для граждан, имеющих на территории России в собственности, владении или пользовании земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Налогоплательщикам были направлены налоговые уведомления и требования об уплате земельного налога с таких земельных участков не в размере трёх процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, как было установлено Законом РФ “О плате за землю”, а в размере полной ставки налога и с перерасчётом суммы налога за предшествующие три года с начислением пени. В результате перерасчёта для граждан, не завершивших строительство жилых домов на земельных участках или не сдавших построенные объекты в эксплуатацию, суммы налога увеличились более чем в 30 раз, и для многих в Воронежской области с учетом пени и в зависимости от площади участка цифры в уведомлениях составляли от 20 000 до 30 000 рублей. Во избежание дальнейшего начисления пени некоторые землепользователи уплатили указанные суммы.
Адвокат Вадим Токмаков одним из первых в Воронежской области сформулировал подробную правовую позицию, которая позволила ему в многочисленных судебных спорах с налоговыми органами защитить права налогоплательщиков на уплату земельного налога по льготной 3-процентной ставке. Эта позиция нашла отражения и в ответах Администрации г. Воронежа на многочисленные жалобы граждан. Впоследствии по данной категории споров адвокатом была оказана юридическая помощь налогоплательщикам из других регионов (Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.) в виде консультирования и составления необходимых правовых документов.
Первый судебный процесс в г. Воронеже по жалобе на действия налогового органа по начислению гражданам земельного налога по полной ставке проходил в декабре 2001 года в Железнодорожном районном суде. Суд согласился с доводами адвоката, признал незаконным начисление конкретным гражданам Инспекцией МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа суммы земельного налога по полной ставке и пени за 1998–2001 г. г., а также обязал налоговый орган произвести перерасчет налога по 3–процентной ставке. Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а жалоба налогового органа – без удовлетворения.
В соответствии с п. 5 ст. 8 действовавшего на момент рассмотрения споров Закона РФ «О плате за землю» и п. 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 г. № 56 “По применению Закона РФ “О плате за землю” налог на земли, занятые жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. При этом в соответствии с ч. 2 п. 3.2 действовавшего Положения “О взимании и использовании средств земельного налога и арендной платы за землю в Воронежской области”, утвержденного Постановлением Воронежской областной Думы № 96-II-ОД от 2.07.97 г., налог в указанных размерах начисляется землепользователю с момента фактического отвода ему земельного участка в натуре на период нормативного срока строительства объекта и после сдачи его в эксплуатацию. Нормативный срок строительства для индивидуальных застройщиков на дату начисления налога никаким нормативным актом определен не был. Аналогичную позицию занимала налоговая инспекция, исчисляя в 1998 – 2001 г. г. до 1 августа сумму земельного налога гражданам в вышеуказанных размерах, т. е. по 3-процентной ставке.
Изменение позиции налоговых органов на тот период было продиктовано письмом МНС РФ № ВТ-6-04/351 от 27.04.2001 года, которое не было зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ и не было официально опубликовано. Более того, через год письмо было отменено самой же налоговой службой, но позиция налоговиков в судебных процессах осталась прежней.
Начисляя земельный налог по полной ставке, налоговый орган полагал, что земли, выделенные для индивидуального строительства, на которых ведется строительство, находятся недостроенные дома, к жилищному фонду не относятся до окончания строительства и регистрации права собственности на созданное недвижимое имущество, и, соответственно, Законом РФ “О плате за землю” не предусмотрено применение льготных ставок налога за земли, предоставленные гражданам для строительства жилья в период его строительства до ввода в эксплуатацию. При этом ИМНС понятие “жилищный фонд” для целей налогообложения взято из ст. 4 Жилищного кодекса РФ. Однако ЖК регулирует жилищные правоотношения, но не земельные и налоговые. Земельные правоотношения регулируются Земельным кодексом РФ, содержащим понятие “земли городской, поселковой и сельской застройки”, и Законом РФ “О плате за землю”, в ст. 3 которого указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. В силу ст. 15 Закона основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Часть 5 ст. 8 Закона предусматривает предоставление 3-процентной ставки земельного налога исходя из целевого назначения земли, статуса земельного участка, и прямо не связывает право на пониженную ставку налога со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. Кроме того, согласно СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений” земли для размещения жилищного фонда делятся на земли, застроенные жилыми строениями, и земли, подлежащие застройке жилыми строениями. Следовательно, земли, занятые жилищным фондом применительно к Закону РФ “О плате за землю”, включают как земли, застроенные жилыми помещениями, так и земли, подлежащие жилой застройке.
Применяя к землям жилого фонда налоговые ставки, установленные для нежилого, налоговые органы тем самым изменяли целевое назначение земель. Но этот вопрос не входил в сферу их компетенции, поскольку является функцией органов местного самоуправления. Согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Адвокат Токмаков Вадим Альфредович по данной категории налоговых споров принял участие в судебных процессах во всех районных судах г. Воронежа. В зависимости от конкретных обстоятельств и изменений процессуального законодательства подавались жалобы на действия налоговых органов, заявления об оспаривании их действий и исковые заявления.
В случаях, когда граждане уже уплатили налог по полной ставке, опасаясь дальнейшего начисления пени на недоимку, к участию в судебных спорах привлекались органы Федерального Казначейства МФ РФ, с которых в порядке ст. 78 Налогового Кодекса РФ взыскивались излишне уплаченные суммы налогов. Таким образом, в Воронежской области сложилась устойчивая судебная практика в пользу налогоплательщиков.
Однако, позиция налоговых органов не менялась: в 2002 и в 2003 годах налоговые инспекции продолжали принимать решения о начислении земельного налога по полной ставке. В ряде регионов России суды поддерживали позицию налоговиков, руководствуясь п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Точку в спорах на тот период поставил Верховный Суд РФ. В Определении Президиума Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. N 15пв04пр было указано на ошибку в применении норм материального права, поскольку понятие "жилищный фонд" использовано не в Налоговом кодексе РФ, а в специальном Законе РФ "О плате за землю", в связи с чем использование при применении части 5 статьи 8 указанного Закона понятия "жилищный фонд" в значении, в котором оно дано в статье 4 ЖК РФ, являлось ошибочным.